Фестиваль им. М.И.Глинки открылся в Тюменской филармонии 16 марта – слушателям представили вечер симфонической музыки. В концерте принял участие Тюменский филармонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра Антона Шниткина.
Программа первого фестивального вечера была бодрой и разнообразной: польская, испанская и итальянская музыка, принадлежащая как перу Глинки, так и его современникам. Каждое произведение – кусочек пазла, которые в финале сложились в колоритную картину, представляющую слушателю композитора Глинку через его связи с западно-европейской музыкой.Со дня рождения основоположника русской классической музыки в 2024 году исполняется 220 лет. Михаил Иванович Глинка сделал для музыкального искусства своей страны неизмеримо много – оставил не только разнообразные сочинения в различных жанрах, но и «проложил» те пути, по которым на протяжении второй половины XIX века развивалась отечественная музыка. Именем Глинки названы улицы и учебные заведения, память о нем увековечена и на родине, и за рубежом.
Однако чтобы прийти к мысли «писать по-русски» (именно так выразил свое желание Глинка в 30-е годы XIX в.), сначала композитору понадобилось овладеть мастерством и усвоить лучшие достижения западно-европейской музыки. Глинка почти 3 года жил в Италии, где познакомился с ведущими композиторами того времени – Беллини, Доницетти, Мендельсоном (который как раз путешествовал по стране). В этот же период при возвращении домой Глинка сделал остановку в Берлине и тщательным образом прошел курс теоретических дисциплин у одного из уважаемых педагогов того времени – Зигфрида Дена. На этих фактах и был основан выбор сочинений, которые исполнялись в рамках первого фестивального концерта.Прозвучала 2, 3 и 4 части «Итальянской симфонии» Мендельсона – композитора, которого с Глинкой объединяет общий учитель, дружеские отношения и любовь к Италии. Исполнили и искрометную увертюру к «Севильскому цирюльнику» Россини, автора, чье творчество Глинку восхищало, и в некотором смысле стало образцом для подражания.
Открылся концерт сочинениями близкими по духу: самой популярной глинкинской увертюрой к «Руслану и Людмиле», и увертюрой к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Оба сочинения начинаются с вихревого движения струнных, энергичные, приподнятые, и даже написаны в одной тональности - ре мажор. И хоть история распорядилась так, что встреча двух композиторов оказалась невозможна (Моцарт умер за 13 лет до рождения Глинки), талант этих двух гениев сходен: для обоих характерен жанровый универсализм, жажда творчества и дальновидность – понимание окончательного облика будущего сочинения еще до начала работы с нотной бумагой.Второе отделение было отмечено палитрой национальной музыки Польши и Испании, иллюстрировало интерес Глинки к культурам этих стран. С Польшей Глинка связан генетически, его прадед был поляком, а танцевальные польские жанры привлекали композитора именно с музыкальной точки зрения. В опере «Жизнь за царя» есть целый польский акт, для которого созданы прекрасные симфонические номера – Вальс, Полонез, Краковяк. Именно они прозвучали в программе концерта – торжественно и пышно.
Испания же была давней мечтой Глинки, которая сбылась – в 41 год композитор оказался в этой стране. Его завораживала солнечная природа, яркие мелодии, которые звучали на улице. Услышав как-то раз уличного гитариста, наигрывающего танцевальный мотив, Глинка музыку записал и впоследствии развил до блестящего симфонического сочинения – «Арагонская хота», произведения, в котором блеск, виртуозность и энергия исходит от каждого звука.Этим сочинением, безусловно несколькими десятилетиями позже, вдохновился Римский-Корсаков, он создал свое «Испанское каприччио», которое и завершило вечер. Еще более блестящее, напористое – оно стало отличным финалом первого фестивального дня.