В Тюменской филармонии продолжается фестиваль им. М.И.Глинки. ТФО выступил под управлением Игоря Манашерова

Поделиться

Состоялся второй концерт фестиваля им.М.И.Глинки в Тюменской филармонии. Слушателям представили вечер симфонической музыки, в котором принял участие Тюменский филармонический оркестр, за дирижерский пульт встал дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Игорь Манашеров.

Глинка основоположник русской классической музыки – он внес вклад в процесс становления национальной школы, его традиции продолжили композиторы младшего поколения, создавая удивительную преемственность.

Второй концерт фестиваля был посвящен вальсам и русской музыке Глинки. 

Открылся концерт «Вальсом-фантазией». Эта инструментальная миниатюра, которая родилась благодаря нежным чувствам композитора к Екатерине Керн. Это музыка, положившая начало лирико-психологической линии симфонизма, музыка, без которой не появились бы знаменитые вальсы Чайковского. 

Вальс – настоящий символ эпохи романтизма, именно поэтому жанр был так популярен среди композиторов всех национальных школ. Прозвучали вальсы Берлиоза, Сибелиуса, Чайковского, Хачатуряна. Слушатели тепло воспринимали музыку и с жаром аплодировали после каждой композиции. Завершилось отделение вальсом  Хачатуряна, подтверждая мысль о поэтичности отечественного воплощения жанра.

Второе отделение было посвящено раскрытию мысли композитора, с которой он вернулся из первого заграничного путешествия: «Хочу писать по-русски». 

Знаменитая «Камаринская» Глинки - визитная карточка русского симфонизма, она основана на подлинных народных напевах, которые композитор разрабатывает с большим мастерством.  «Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее аранжируем», - так говорил Глинка. Традицию сочинения русской инструментальной музыки Глинка создавал сам, без какого-либо образца, вдохновившись свадебными и плясовыми мелодиями. Музыка прозвучала с задором, залихватскими соло, что позволило слушателям не только оценить индивидуальность авторского композиторского подхода, но и подлинную силу народного искусства.

Важнейшим открытием Глинки было создание русской героической оперы «Жизнь за царя». В увертюре Глинка использовал темы из оперы, тем самым во многом опередив свое время. Эта традиция была продолжена Римским-Корсаковым в увертюре к опере «Царская невеста». Оба сочинения прозвучали во втором отделении. 

Дирижер с оркестром исполнили музыку рельефно, слаженно. Коллектив чутко реагировал на жесты Игоря Манашерова, что позволило слушателям сполна насладиться великой музыкой. 

Завершился вечер финалом 4-й симфонии Чайковского. В этой части композитор цитирует русскую народную песню «Во поле березка стояла», продолжая традиции Глинки (обращение к подлинной народной музыке), к тому же это стало прекрасной смысловой аркой, которая связала программу вечера воедино, подытожив музыкальный рассказ о направлениях деятельности основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. 

  В конце вечера дирижера много раз вызывали на поклон, музыкантов благодарили аплодисментами, раздавались крики «Браво!».

*В 2024 году со дня рождения Глинки исполняется 220 лет. 

*В программе фестиваля 3 концерта. Заключительный вечер пройдет 25 мая. Публике представят концертное исполнение монументального творения Глинки – оперу «Руслан и Людмила».


Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Вероника Кирюшина.