Вспоминая маэстро

Поделиться

11 октября 2020 года Covid-19 унес жизнь основателя, художественного руководителя и главного дирижера Тюменского филармонического оркестра Евгения Ивановича Шестакова. Спустя несколько дней по инициативе артистов оркестра провели концерт памяти маэстро. С тех пор это ежегодная традиция, и 17 октября такой вечер прошел уже в третий раз.

В фойе стоял экран, на него транслировали интервью с маэстро, воспоминания коллег и архивные записи концертов.  Было приятно вспомнить его речь – грамотную, образную и всегда чуть торопливую.

«Евгений Иванович обожал репетиции, души не чаял в своих музыкантах, относился к каждому из них как к своему родному человеку» – отмечал Денис Мацуев.

Оркестровые репетиции к концерту «Воспоминания» начали с минуты молчания.


В программу вечера включили  произведения Чайковского: Концерт для скрипки был в программе одного из первых концертов ТФО, а Пятой симфонией маэстро открывал последний в своей жизни симфонический сезон.

В этом году за пультом нынешний художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра Юрий Медяник.

В первом отделении исполнили скрипичный концерт, солистом выступил концертмейстер оркестра.

«Очень долго искали концертмейстера оркестра. В результате на эту ключевую должность был назначен Александр Кащеев — выпускник Новосибирской консерватории, до ТФО игравший в Новосибирском симфоническом оркестре и камерном оркестре «Новосибирская камерата» - рассказывал в 2015 году Евгений Шестаков.

Александр Кащеев играл артистично, темпераментно, сильно, буквально манил оркестр за собой – и маэстро Медяник принял эти правила игры:  подхватывал, следил, подчинялся воле скрипача, ведь этого требует и сама музыка. Вторая часть впечатлила фразировкой - каждый звук словно повисал в воздухе, становясь частью чего-то большего: постепенно оживал образ, обрастал воспоминаниями, насыщался деталями, выявлялись тщательно сдерживаемые композитором эмоции, замаскированные медленным темпом.

Непростую задачу задал солист дирижеру и оркестру в финале концерта – запредельно быстрый темп, острые хулиганские контрасты, мгновенные переключения образных сфер. Но и маэстро и музыканты были начеку, и в итоге  получился слаженный ансамбль, который произвел на слушателя мощный эффект: Александру Кащееву аплодировали стоя и  многократно вызывали на поклон.

Во втором отделении прозвучала 5 симфония – произведение, в котором композитор решал задачу внутренней борьбы. Это сочинение о силе сопротивления судьбе, продолжающее бетховенскую линию. Разница лишь в том, что у Бетховена исход ясен, а финал сочинения Чайковского дает простор для интерпретации: торжественно звучащая тема рока – это триумф фатума или его преображение?

Симфония была сыгранная с тонкой нюансировкой, четкой архитектоникой, последовательно воплощала душевные перипетии лирического героя. Настоящим откровением стала вторая часть – проникновенное вступление струнных с их единым крещендо, выразительное соло валторны (Андрей Топоров), кричащая тема рока, перечеркивающая все смирение…

Контекст исполнения, безусловно накладывает отпечаток на восприятие концепции. Финал в трактовке Юрия Медяника – это и торжество рока, и торжество духа. Зыбкая ничья – расклад, который может измениться в любой момент, ведь это сама жизнь, и никогда не знаешь, какие испытания она готовит.

Евгений Иванович ушел неожиданно. Его преданность музыке, безграничная энергия и работоспособность вызывала восхищение и даже зависть, а любовь к своему «детищу» – оркестру была самоотверженной.

«…Я три месяца спал по три часа в день. Соискатели всеми правдами и неправдами узнавали номер моего сотового телефона. Могли звонить в 3 ночи, в 6 утра, в 12 ночи, забывая о часовых поясах и разнице во времени. Я всем подробно отвечал: а вдруг это звонит великолепный фаготист, блестящий контрабасист или уникальный тромбонист?» - о создании оркестра, из воспоминаний Евгения Ивановича.



Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой Драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Вероника Кирюшина.